37 165 персоналий
Расширенный поиск

Александр Вертинский

"Жизни как таковой нет. Есть только право на неё."

Александр Вертинский родился 19 марта 1889 года в Киеве. В детстве Саша увлекся театром и выступал в любительских спектаклях. Юношей он пробовал заняться литературным трудом: писал рассказы и театральные рецензии на выступления крупных знаменитостей. Затем он переехал в Москву, стремясь сделать карьеру. Он играл в маленьких студиях небольшие роли в модных пьесах, поступил в театр миниатюр Арцибушевой, где он исполнял свои стихи, положенные на музыку им самим – Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Лиловый негр», «Сероглазочка», «Минуточка», «За кулисами», «Я сегодня смеюсь над собой», «Дым без огня», «Пей, моя девочка», «Бал Господен». Пытался поступить в Московский Художественный театр, но не был принят из-за картавости.

Вертинскому действительно удалось создать новый жанр, которого еще не было на русской эстраде. Его сценической маской несколько лет был грим печального Пьеро – сначала белого, потом черного - и зритель шел «на маску». Александр с первых же мгновений своего появления на сцене уводил зрителей в свой призрачный мир с умело созданными декорациями, «лунным» светом и страдальчески вздрагивающими бровями Пьеро.

К 1917 году артист пользовался уже всероссийской популярностью и объехал почти все крупные города Российской империи, где выступал с неизменным успехом. Он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке – его неизменным символом на всю оставшуюся жизнь. А после большевистского переворота Вертинский пришел к выводу, что ему не ужиться с новой властью. Романс «То, что я должен сказать», написанный под впечатлением гибели трехсот московских юнкеров, возбудил интерес властей к артисту, «сочувствующему врагам революции». После трехлетних гастролей по южным городам России, Александр Вертинский все-таки покинул Россию. Жил в Константинополе, выступал в дорогих кабаре, пел цыганские романсы и русские песни. Затем с огромным успехом гастролировал по Европе, остановился на 10 лет во Франции – именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности Вертинского.

Во Франции им были созданы многие из лучших песен артиста: «Пани Ирена», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго "Магнолия"», «Песенка о моей жене», «Дни бегут», «Piccolo Bambino», «Палестинское танго», «Оловянное сердце», «Желтый ангел», «<Марлен». В Париже он познакомился с Чарли Чаплиным и Гретой Гарбо, которые подали Вертинскому мысль о гастролях в Штатах, где впоследствии он в течение года исполнял песни исключительно на русском языке и тоже имел огромный успех, хотя и не был в восторге от самой Америки.

В 1935 году Александр уезжает в китайский Шанхай в надежде обрести русского слушателя в большой эмигрантской общине – и там впервые познает нужду, особенно после японской оккупации города. Через несколько лет ему официально предлагают вернуться в СССР, и Вертинский начал сам сочинять патриотические песни, такие как «Иная песня» и «Китеж», а любовная лирика стала безрадостной и трагичной – стоит послушать его «Прощальный ужин». Только в 1943 году Вертинский с семьей вернулся в Москву.

Вертинский прожил на родине 14 лет. Все это время он интенсивно работал, постоянно выступал с концертами по всему Союзу с большим успехом. В 50-е годы он снимался в кино: в архиве ETVNET есть фильмы с его участием - «Великий воин Албании Скандербег» и «Анна на шее». Однако из более ста песен репертуара артиста к исполнению в СССР было допущено не более 30, и на каждом концерте в зале сидел цензор, следивший за «рамками» исплнения. Концерты в Москве и Ленинграде были редкостью, выступал он в основном в провинции, в маленьких отдаленных городках, где были тяжелые бытовые условия. На радио Вертинского не приглашали, пластинок почти не издавали, официальная советская пресса к его творчеству относилась со сдержанной враждебностью. После окончания войны была развернута кампания против лирических песен, якобы уводящих слушателей от задач социалистического строительства – это напрямую касалось и Вертинского. «У меня здесь нет друзей», - жаловался артист. За 14 лет жизни в СССР Вертинский написал всего чуть более двадцати песен: «Доченьки», «Аленушка», «Ворчливая песенка», «Откровенный разговор».

Критики отмечают, что секрет успеха песен Александра Вертинского был в том, что тексты песен были автобиографичными, он не боялся открыть людям то, что больше всего их тревожит и не отступал от своего кредо: нет ничего важнее человеческой души, внутреннего мира человека, его чувств, переживаний и страданий...