37 064 персоналий
Расширенный поиск

Сергей Филиппов

"Смех есть радость, а посему само по себе благо".

Одной репликой он мог заставить смеяться целый зал. Сергей Филиппов с детства мечтал стать танцовщиком, но этой мечте сбыться было не суждено - подвело здоровье. "Он очень любил балет и жалел, что в свое время бросил его, - рассказывает его подруга Любовь Тищенко. - В юном возрасте врачи выявили у него опухоль мозга, при таком заболевании балетные нагрузки противопоказанны. А ведь у него были все данные для того, чтобы сделать прекрасную карьеру танцовщика." В школе он любил химию до такой степени, что устроил несанкционированный лабораторный опыт, и был исключён. Устроился учеником пекаря, работал токарем, плотником. Потом была балетная студия, затем Филиппов поступил в эстрадный театр-студию, а оттуда попал в Театр комедии. Его талант сатирического преувеличения и буффонады был оценён и замечен киношниками, и Сергея стали часто приглашать сниматься.

Всего у него было около ста киноролей, но всего одна главная — Киса Воробьянинов в картине Леонида Гайдая «12 стульев». Правда, все его небольшие роли были сыграны блестяще, он смог сделать их яркими и запоминающимися. Взять хоть зануду-лектора в комедии Рязанова «Карнавальная ночь». Правда, эту роль он особенно не любил. "Когда при нем кто-нибудь начинал цитировать: "Одна звездочка, две звездочки, три звездочки...", Филиппова от злости просто трясло, - вспоминают коллеги. - Он был очень серьезным и глубоким человеком и всю жизнь мечтал о трагической роли, но почему-то ни одному режиссеру не пришло в голову предложить ее знаменитому комику. В последние годы он уже рад был бы и маленькие роли играть, да только его не звали." Зато в пятидесятых популярность у него была сумасшедшая, каждому хотелось хотя бы дотронуться до своего кумира, а Сергей Николаевич был человеком нетерпимым, с трудом переносил народное внимание. Часто посылал своих поклонников куда подальше, доходило до драк. Доставалось и коллегам: он зло шутил над ними и смешно их копировал. Очередной виток популярности принесли актёру роль Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров» и роль начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского, он же подкаблучник Масик.

Филиппов всегда много снимался, но был недоволен своими ролями: ему хотелось большего. Ездил с творческими вечерами по городам Союза. "Ему вообще можно было ничего особенно не выдумывать, - вспоминает его друг актёр Олег Белов, — просто выходить и рассказывать пару анекдотов. С учетом его мимики, жестов, интонаций все, что он говорил, было смешно — он в этом смысле был уникальным исполнителем, и если бы решил выйти и прочитать со сцены телефонную книгу, думаю, люди в зале все так же умирали бы от смеха. Это при том, что Сергей Николаевич не украшал свои выступления никакими спецэффектами".

В 70-е годы Филиппов сыграл неподражаемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», а также роли в фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан». После этого из-за проблем со здоровьем он практически перестал сниматься. Стоит вспомнить лишь роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».