37 104 персоналий
Расширенный поиск

Акира Куросава

Самый настоящий император японского кино

На протяжении десятилетий Акира Куросава был безоговорочным лидером всей японской кинематографии. Его слава была поистине безгранична, а фильмы – до сих пор популярны и досконально изучены. Куросава родился 23 марта 1910 года в семье потомственного самурая. Тайком от отца он посещал традиционную японскую эстраду и кинотеатры – это сильно повлияло на выбор его будущей профессии.

В 1936 году Акира прошел достаточно сложный конкурс и получил место помощника режиссера в крупной кинокомпании. В обязанности Куросавы на первых порах входило написание сценариев - многие из них так никогда и не были реализованы, а лишь печатались в журналах и завоевывали положительные отзывы критики и многочисленные награды. Всего в послужном списке Куросавы насчитывается 70 сценариев к фильмам.

Только в 1943 году режиссер поставил свой первый самостоятельный фильм по собственному сценарию «Сага о дзюдо», и коммерческий успех был настолько велик, что кинокомпания тут же вынудила Куросаву снять продолжение. После окончания Второй мировой войны он перешел на современные темы и обличал разнообразные пороки общества, как например в фильме «Бездомный пес».

Международная известность и признание пришли к режиссеру после выхода в 1950 году фильма «Расемон», который получил «Золотого Льва» и «Оскар» за лучший иностранный фильм года. В Японии однако фильм не имел успеха. Более того, рассказывают, что во время съемок у Куросавы большая делегация актеров спросила о сценарии фильма – «что вообще все это значит». Ответ Куросавы вошел в историю: «Этот фильм - отражение жизни, а у жизни не всегда простой и понятный смысл»...

Другой знаменитой картиной мастера является фильм «Семь самураев», вышедший в 1954 году, рассказывающий о самурае, который нанялся защищать крестьян от разбойников за еду и жилье. Несколько фильмов Куросава поставил по произведениям русских и западных писателей, например «Идиот» (Достоевского он почитал больше всего), в которых он неизменно переносил действие в Японию. И опять же – на его родине зрители и критики не принимали режиссера с восторгом.

Куросава основал собственную кинокомпанию – но она быстро обанкротилась. Он согласился работать по контракту в Голливуде – но из-за разногласий с продюсерами прервал съемки. Он даже занимался рекламой виски и в нескольких роликах снимался сам. Из-за постоянных организационных, финансовых и прокатных неудач режиссер даже пытался покончить с собой, но его удалось спасти...

С того времени фильмы Куросавы стали выходить с большими перерывами, например самурайская эпопея «Кагемуша». В 1993 году он снял свой последний фильм – «Еще нет». Всего японский мастер снял более 30 фильмов. Он был известен своей несговорчивостью и сложным характером, и даже получил прозвище «Император». Он всегда полностью отдавался работе и требовал того же от других. Фильмы Куросавы оказали огромное влияние на западное кино, особенно на истинно американский жанр – вестерн, а основная заслуга японского режиссера состоит в том, что он сблизил в искусстве кино традиции Востока и Запада.