37 165 персоналий
Расширенный поиск

Льюис Кэрролл

«Одна из главных радостей моей жизни - привязанности моих маленьких друзей.»

Льюис Кэрролл, настоящее имя которого Чарльз Лютвидж Доджсон, не только известный писатель, подаривший миру «Алису в стране чудес» и «Алису в Зазеркалье», а также математик, логик, философ, диакон и даже фотограф.

После поступления в колледж Крайст-Чёрч при Оксфордском университете он проявил себя как математик и в тоже время начал писать стихи и короткие рассказы, отсылая их в разные издательства, под псевдонимом Льюис Кэрролл. Свои математические труды он продолжал подписывать настоящим именем. Псевдоним Чарльзу Доджсону помог придумать издатель и писатель Эдмунд Йетс. Льюис Кэррол – это перевод имени Чарлз Лютвидж на латынь и обратный «перевод» с латыни на английский. Так мир обрел нового выдающегося детского писателя.

В 1856 году в колледже, где Кэрролл уже преподавал, появился новый декан — Генри Лиддел, вместе с женой и детьми, среди которых была и 4-летняя Алиса. Уже в 1864 появилась знаменитая «Алиса в стране чудес», которая и принесла писателю мировую славу.

Еще одним хобби Кэрролла была фотография. Он фотографировал маленьких девочек – это была его слабость. В них писатель видел эталон красоты и совершенства. Все фотосъемки проходили с разрешения родителей маленьких моделей и в их присутствии. «Я люблю детей (только не мальчиков)», — записал однажды Кэрролл. По словам Мартин Гарднер, девочки (в отличие от мальчиков) казались писателю удивительно красивыми без одежды. Дружба Кэрролла с детьми ни разу не выходила за рамки приличия, о чем свидетельствуют и многочисленные воспоминания его натурщиц.

В последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких» подруг были старше 14, многие 16—18 лет и старше. Подруги Кэрролла в воспоминаниях часто занижали свой возраст. Так, например, актриса Иза Боумен пишет в своих мемуарах: «Сам Кэрролл также называл словом ребёнок (англ. child) не только маленьких девочек, но и женщин 20—30 и более лет».

В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять маленькими девочками, а их самих — занижать свой возраст.

Льюис Кэрролл был одним из первых английских фотохудожников. Его работы отличаются естественностью и поэтичностью, особенно снимки детей. На знаменитой международной выставке фотографии «Род человеческий» (1956) английские фотографы 19 века были представлены единственным снимком работы Льюиса Кэрролла.

Писатель Льюис Кэрролл придумал новый жанр «парадоксальной литературы». Его герои не нарушают логику, а следуя ей, доводят ее до абсурда. Его самые известные произведения о девочке Алисе - «Алиса в Стране Чудес» (1865) и «Сквозь Зеркало и что там увидела Алиса» (1871), обычно для краткости называемая «Алиса в Зазеркалье». В которых автор смело экспериментирует с языком, затрагивает множество тонких логических и философских вопросов, многозначность («полисемантичность») высказываний действующих лиц и ситуаций делают эти «детские» произведения Кэрролла излюбленным чтением даже взрослых.

В его творчестве уникальным образом соединяются математический склад мышления и творческое воображение, что придает его художественным произведений уникальную особенность.