Борис Стругацкий
«Какой смысл говорить о будущем? О будущем не говорят, его делают!..»
Борис Стругацкий, вместе со своим братом Аркадием Стругацким, поднял фантастику, которая в СССР долго считалась беллетристикой низкого пошиба, до уровня высокой литературы. «Тогда молодые и нескромные, мы уже ставили перед собой задачу создать новую фантастику. Мы твердо понимали, что прежняя – барахло и все нужно делать иначе», - вспоминал Борис Натанович. Им удалось сделать фантастику другой – братья Стругацкие давно стали классиками русской литературы, их романы входят в школьную программу и периодически экранизируются.Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде. Закончил мехмат по специальности «звездный астроном», начал работать в Пулковской обсерватории инженером по счетно-аналитическим машинам, занимался переводами англоязычной научной фантастики. Борис и Аркадий стали печататься вместе как авторы фантастических произведений с конца 50-х годов и сотрудничали более тридцати лет. «Сюжеты мы всегда придумывали вместе, обычно вечером, после основной работы, во время прогулки, - вспоминает Борис Стругацкий, - Тексты писали тоже вместе, хотя в самом начале пробовали писать и порознь, но это оказалось нерационально. Обычно же один сидел за машинкой, другой бродил тут же по комнате, и текст придумывался и обсуждался постепенно». Их первые повести, посвященные освоению космоса и научно-техническому прогрессу, отличались юмором и вниманием к психологии персонажей. Тогда же Стругацкие начали пробовать художественный метод построения литературной эволюционной истории будущего – такое «явление» остается непревзойденным в мировой фантастике и по сей день.
Братья Стругацкие практически во всех повестях исследовали несколько основных тем: пути развития цивилизации, цена прогресса, смысл целовеческого существования и роль личности в обществе. «Мы описывали Мир-в-Котором-Нам-Хотелось-бы-жить, - говорил Борис Стругацкий, - В этом мире источником счастья является творческий труд. Дружба, любовь и работа – вот три кита, на которых стоит счастье тамошнего человечества. Ничего лучше этого мы представить себе не могли...» Братья получили десятки советских и международных литературных премий, по мотивам их произведений разные режиссеры сделали 12 экранизаций, включая такие известные фильмы, как «Трудно быть богом», «Сталкер», «Обитаемый остров».
После смерти брата Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». В одиночку он написал только две книги. Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность. Борис Натанович являлся основателем и главным редактором журнала российской фантастики «Полдень. XXI век». Серьезно увлекался программированием – своей гордостью называл программу, составляющую и решающую кроссворды. Не любил выступлений перед публикой и встреч с читателями и вообще предпочитал по возможности не выходить из дома. «Меня часто приглашают на ТВ – отказываю всегда, - признавался писатель, - Это традиция, зарок, который я дал 50 лет назад, выступать вообще и по телевидению в частности я терпеть не могу».
Своей самой удачной книгой Борис Стругацкий считал «Улитку на склоне», и утверждал, что не любит научную фантастику в принципе: «Она построена вокруг судьбы идей, а не судеб людей, как это должно быть с художественной литературой вообще…»
- Улитка на склоне
- Хищные вещи века
- Малыш
- Дело об убийстве, или Отель «У погибшего альпиниста»
- Трудно быть богом
- Парень из преисподней
- Сказка о Тройке
- Пикник на обочине
- Попытка к бегству
- Белый конус Алаида
- Глубокий поиск
- В наше интересное время
- Без оружия
- Сказка о Тройке – 2
- Сталкер
- Путь на Амальтею
- Бедные злые люди
- Машина желаний
- Человек из Пасифиды
- Повесть о дружбе и недружбе
- Песчаная горячка
- Чрезвычайное происшествие
- Первые люди на первом плоту
- Волны гасят ветер
- Туча
- Пять ложек эликсира
- О странствующих и путешествующих
- Сталкер. Литературная запись кинофильма.
- Почти такие же
- Жиды города Питера, или Невеселые беседы при свечах
- Частные предположения
- Машина желаний (сценарий). Вариант 2
- Забытый эксперимент
- Второе нашествие марсиан
- Далёкая Радуга
- Беспокойство
- Поражение
- Моби Дик
- Ночью на Марсе
- Шесть спичек
- За миллиард лет до конца света
- Испытание «СКИБР»
- День затмения
- Чародеи
- Благоустроенная планета
- Спонтанный рефлекс
- Извне
- Отягощенные злом, или Сорок лет спустя
- Хромая судьба
- Жук в муравейнике
- Обитаемый остров
- Страна багровых туч
- Понедельник начинается в субботу
- Стажеры
- Полдень, XXII век
- Возвращение
- Град обреченный
- Гадкие лебеди
- Трудно быть богом
- Отель "У погибшего альпиниста"
- Чародеи
- Библейский сюжет. Братья Стругацкие. Жизнь без воскресения
- The Ugly Swans / Гадкие лебеди (English, French, German, Spanish, Italian, Czech, Bulgarian, Hungarian, Portuguese, Persian)
- Dead man's letters / Письма мертвого человека (English, Spanish, Italian, Esperanto, Bulgarian, Romanian, Turkish, Portuguese, Chinese, Arabic, Persian)
- Тоска по пониманию. Братья Стругацкие
- Понедельник начинается в субботу
- Малыш
- Рожденные в СССР. Мир братьев Стругацких
- Гадкие лебеди
- Письма мертвого человека
- Космические пришельцы
- Дни затмения
- Сталкер
- Обитаемый остров
- Неназначенные встречи
- Трудно быть богом
- Братья Стругацкие. Дети Полудня
- Искушение Б
- Трудно быть Богом (Хроника арканарской резни)