30 871 персоналий
Расширенный поиск

Фаина Раневская. Энциклопедия Кино и ТВ

Оценка (123 чел.):  
Подождите...
Рейтинг:   67

Фаина Георгиевна Раневская

27 августа 1896 / 19 июля 1984

Советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР. Лауреат трёх Сталинских премий.
Родилась в Таганроге, в состоятельной еврейской семье Фельдманов. В 14 лет Фаина увидела спектакль «Вишневый сад» А. Чехова, который играли гастролировавшие в Таганроге великие актеры МХТ (О. Книппер-Чехова, К. Станиславский, В. Качалов, И. Москвин и др.) и поняла, что должна стать актрисой. Она начала посещать занятия в частной театральной студии, упорно работала над своим произношением и пластикой, участвовала в любительских спектаклях. Скандал в семье вызвало ее желание уехать учиться актерству в Москву, но 19-летнюю Фаину было невозможно остановить. В 1915 году она некоторое время училась в одной из частных актерских школ в Москве и взяла себе сценический псевдоним Раневская в честь героини любимого «Вишневого сада».
Вскоре она начала профессиональную карьеру как актриса провинциальных театров (Малаховка, Керчь, Симферополь, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Баку, Архангельск, недолго Москва и область, Гомель, Смоленск, Сталинград). Около 15 лет Фаина Раневская упорно добивалась известности, пережила революцию, Гражданскую войну, голод 1920-х, страшную бедность (ее семья эмигрировала в 1917). Она в прямом смысле жила театром, прошла долгий путь от «героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом» до главных ролей в пьесах А.Н. Островского («Без вины виноватые», «На всякого мудреца…», «Гроза»), Н.В. Гоголя («Ревизор», «Женитьба»), Л.Н. Толстого («Живой труп»), М. Горького («На дне») и, конечно А.П. Чехова («Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня») и др. Одной из лучших работ «ранней» Раневской была роль Шарлотты в «Вишневом саде» (Театр актера, Симферополь, реж. П. Рудин).
В своих странствиях Раневская из «некрасивой и неталантливой» (ее определение) превратилась в ярчайшую и блистательную острохарактерную и комедийную актрису и феноменально притягательную личность. Среди ее друзей и сотен знакомых – Марина Цветаева, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Макс Волошин, Василий Качалов, Татьяна Пельтцер, Марина Влади и Владимир Высоцкий, Елена Камбурова и мн. др.
С 1931 года Раневская окончательно поселилась в Москве и поступила служить в Камерный театр (ныне Московский драматический театр имени Пушкина), где работала под руководством выдающегося режиссера А. Таирова (1931-1935, вернулась в 1955-1963). Затем она играла на сцене Центрального театра Красной Армии (1935-1939, роли свахи в пьесе А.Н. Островского «Последняя жертва», Оксаны в пьесе А.Е. Корнейчука «Гибель эскадры» и др.). Первой «звездной» ролью актрисы стала трагедийная роль Вассы Железновой в одноименной постановке 1936 года (вторая редакция пьесы, реж. Е.С. Телешева), актриса считается ее первой исполнительницей, ей было присвоено звание «заслуженной артистки» (1937).
Главная ее сцена - Театр им. Моссовета (1949-1955 и 1963-1984), где Раневская сыграла свои самые известные роли: Агриппина Семеновна Солнцева в одиозной политической драме А. Сурова «Рассвет над Москвой» (реж. Ю. Завадский, Сталинская премия второй степени, 1950), Манька-спекулянтка из драмы «Шторм» В. Билль-Белоцерковского (реж. Ю. Завадский, 1960), Марья Москалева в пьесе «Дядюшкин сон» Ф.М. Достоевского, Глафира Фирсовна в комедии А.Н. Островского «Последняя жертва» (реж. А. Эфрос, 1973), нянька Филицата в комедии А.Н. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше» (реж. С. Юрский, 1980). Лучшими ролями Раневской в театре считаются главные роли в постановках Анатолия Эфроса - трагикомедии «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (Этель Сэвидж, первая исполнительница, 1960) и драме «Дальше - тишина» Вины Дельмар (Люси Купер, 1969-1983). Среди заметных ролей актрисы - Антонида Васильевна в постановке «Игрока» Ф. Достоевского (МДТ им. А. Пушкина, 1956), Прасковья Алексеевна в спектакле «Мракобесы» по А.Н. Толстому (МДТ им. А. Пушкина, 1960).
Актриса блистательно импровизировала и часто своевольно переиначивала тексты ролей «под себя», но режиссеры и авторы пьес ничего не могли с ней поделать. Любая роль Раневской становилась центральной ролью спектакля, публика смеялась до слез и громко рыдала, глядя на ее героинь, в театр ходили именно «на Раневскую». Среди ее поклонников – драматург и реформатор театра Бертольд Брехт, вождь советского народа Иосиф Сталин, режиссер Соломон Михоэлс, писатель Максим Горький и мн. др.
Раневская покинула сцену в 1983 году, в возрасте 86 лет.
Десятки уцелевших страниц дневниковых записей, набросков автобиографических книг показывают уникальный литературный талант актрисы, ее безграничное чувство юмора и раскованность суждений, неспособность примириться с окружающей действительностью. Изданы книги «Раневская Ф. Г. Дневники на клочках» (1999), «Судьба-шлюха», «Старость-невежество Бога», «Философ с папиросой в зубах. Весь ХХ век» (2012). Целый пласт актерского фольклора составляют феноменально точные и едкие афоризмы и высказывания Раневской.
Великая актриса, в полном соответствии с шекспировской формулой «Весь мир - театр», «отыгрывала» и свою жизнь, спектаклем для окружающих становилось все, и отношения с коллегами, и бытовая неустроенность, и неудавшаяся личная жизнь, и одиночество последних лет, болезни и старость.
Скончалась в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, похоронена на Новом Донском кладбище столицы.

Комментарии (7)

уникум!

1 февраля 2014 г. 15:55:45
kimberlyshu

больше таких не рождается

9 декабря 2012 г. 17:14:49
alichkin

Гениальная актриса; яркая, неординарная личность. И вправду, ее талант - от Бога.

30 августа 2012 г. 21:23:26
ella17

Богом поцелованная.

23 января 2012 г. 13:13:09
umikle

великая актриса на все времена

25 ноября 2011 г. 12:24:35
roror1999

таких артистов мало, еe долго будут помнить.

6 ноября 2011 г. 22:37:54
makstv

ТАЛАНТИШЕ,БРАВО

6 апреля 2011 г. 22:38:19
rroza1978